Страшнее нету одиночества, чем одиночества в толпе. Когда безумно всем хохочется, а плакать хочется тебе.
17.01.2015 в 18:09
Пишет olga_endymion:17.01.2015 в 05:14
Пишет Sherlock:"Sherlock Holmes. The man who never lived and will never die". Museum of London. (II)
II. Выставка
Очень много текста про выставку. Много впечатлений разной степени внятности, немного информации.Так как выставка посвящена великому детективу, то и загадки, что вполне логично, начинаются еще до того, как вы на выставку попадете, еще на подступах к ней: я показывала фотографию с розовыми пляшущими человечкам; они – первое, что вы увидите, выйдя из метро на Барбикане, своеобразный указатель, куда следует идти.
Come here at once!)))
А дальше, как и положено в хорошем детективе, загадки лишь продолжаются и множатся.
Купив в музее билет и спустившись на пару этажей вниз, предстоит разгадать еще один квест. Называется он: «найди дверь на выставку»)) Двери нет. Вы оказываетесь перед большим книжным шкафом во всю стену, без каких-либо опознавательных знаков, где именно, в какой его части та заветная дверь спрятана. Служитель музея, только что проверивший ваш билет и снабдивший вас ценными указаниями по поводу, что можно, а что нельзя на выставке снимать, помогать не спешит – это ваш квест, не его. Это вы хотите увидеть выставку, он же только привратник на входе; поэтому он неопределенно махнет рукой в направлении, где примерно спрятанная дверь должна находиться, а дальше дело за вами.
Мне ужасно понравилась такая задумка, она красива визуально и, считаю, очень точна по сути. Путешествие к Шерлоку Холмсу через книжный шкаф. И может ли быть иначе?!. – Ведь именно таков самый верный путь в холмсиаскую «Нарнию».
И эта «Нарния» очаровывает, погружает в себя моментально, едва успеваешь сделать первый шаг за книжные полки. Дверь закрывается… пути назад больше нет (да и нужен ли он, когда впереди приключение?
) Внешний мир где-то там, далеко, по ту сторону книжного шкафа, обычный и скучный, с льющим как из ведра дождем и пронизывающим ветром, хрестоматийная лондонская погода во всей красе.
Здесь все иное. Здесь – ожидание чуда. Предвкушение тайны и ее разгадки.
Затемненный зал. Ряды книжных корешков отражаются в зеркале.
Огромные литеры из старого типографского набора отражаются в зеркале, составляя любимое имя…
Добро пожаловать в мир Шерлока Холмса – человека, который никогда не жил, как уверял нас, если не ошибаюсь, Орсон Уэллс, и который никогда не умрет.
Мистический момент.
Создатели выставки придумали замечательное решение: – создали резкое и полное перемещение в иную реальность. Сразу. При первом шаге.
Едва переступаешь порог выставочного зала, как на тебя обрушивается поток звуков и образов…
Холмс. Холмс отовсюду и везде...
Сразу – первое, что ты слышишь – голос(голоса) Холмса, приглашающий войти. Узнаваемые реплики, звуковые цитаты из различных фильмов.
(меня застало на входе эхо из «Уотсонов» - «Watson. Watson. Doctor Watson. Watson…» - доносилось со всех сторон на разные голоса… немного даже жутковато было)))
«It’s elementary!» - в потоке голосов различаю я голос Холмса-Ретбоуна… кто еще, как не он мог говорить эту фразу с такой убийственной определенностью))
На самом деле – это очень странное ощущение. Волшебное даже... Особенно если ты еще и практически один по выставке ходишь-бродишь. Один-на-один.
Приглушенный свет, эхо из голосов разных Холмсов, экраны телевизоров с отрывками из разных фильмов: образы Холмсов без перерыва сменяют друг друга; на каждом экране все по разному и в разном ритме. Повторяющиеся жесты и движения, или наоборот, совсем-совсем различные…
Джереми Бретт, Роберт Дауни-младший, Ричард Роксбург, Бенедикт Камбербетч, Питер Кушинг, Джонни Ли Миллер…
Вот он – мой мир. Мой прекрасный идеальный мир.
Все то, что делает меня счастливой…
На другой стене, чуть дальше – четыре экрана с черно-белыми Холмсами...
И от Ховарда и Уилмера, Холмсов 50-60-х, через Ретбоуна (40-е) и Уонтнера (30-е) до «немых Холмсов» Элли Норвуда и Джона Берримора мы идет назад, к истокам. В Лондон туманов, Лондон кэбов, Лоднон тайны.
В Лондон Холмса.
Но начнем мы свой поход туда совсем с самого начала. С времени до-Холмса. С По.
И только посмотрев на рукопись про Дюпена, потом перейдем к Конан Дойлу - начнем с фотографий и кинохроники, с рукописей и заметок. (На выставке есть тот самый, знаменитый лист, где Конан Дойл подбирает имена своим героям и дает их краткое описание. Ормонд Сэккер, доктор. Шеррингфорд Холмс… Этот листок столько раз воспроизводился в различных изданиях, кажется, ну ничто уже не может тебя в нем удивить. Но все же никакой репринт ни в какой книжке не даст то ощущение чуда, возникающее когда ты видишь эти записи собственными глазами. Когда понимаешь, что именно они – самые-настоящие…)
После перейдем к первым иллюстрациям в «Стренд Мэгезин»…
У меня, когда я рассматривала эти оригиналы Сидни Пейджета, случилось еще одно своеобразное «откровение».)))
Почему я не замечала, насколько прекрасен у него Уотсон?!
Да, в печатных оттисках это теряется. И сильно. А на акварельных рисунках – Джон Уотсон просто красавец-мужчина, картинка из модного журнала. Загляденье просто, а не Джон Уотсон. И лицо и фигура – все и-де-аль-но. Само совершенство.
Правда-правда, я не преувеличиваю))
Я вот помню высказывание АКД по поводу образа Холмса: Дойл считал, что Пейджет рисует его героя слишком привлекательным внешне. По мне так, особенно на контрасте с Уотсоном, он его как раз совсем не жалеет. Холмс у Пейджета в эскизах не красив. Он очень выразителен, да, но он нисколько там, на этих эскизах, не красив. А Уотсон, он-то вот как раз красив очень. Типичной такой викторианской красотой. (Почему АКД ничего не говорил про такого «прекрасного Уотсона», интересно?
А может и говорил, но история это, увы, умалчивает)))
В общем, Уотсон - просто красавчик.)) Особенно если посмотреть на эскиз к «Пропавшему регбисту». И еще на тот, очень известный, где Холмс и Уотсон в креслах напротив друг друга сидят..
Ужасно жаль, что это все подрастерялось, когда гравировали оригиналы. Хотя и оригиналы хороши по-своему.
(Увы-увы, эти рисунки фотографировать на выставке нельзя, даже отдельные указания висят, что нельзя… а я человек законопослушный
)
А еще интересно было увидеть всякие «художественные тонкости и приемы работы»: то как Пейджет белилами чуть «трогает» самые светлые участки на своих рисунках. Черная акварель – белила… а еще белилами исправляет некоторые свои огрехи рисунка (теперь это сильно видно, на пожелтевшей от времени бумаге). И руки Сидни Пейджет совсем не умеет рисовать.Прямо как я)
Еще из запомнившихся экспонатов:
Там есть бюст Холмса неизвестного скульптора. Самый первый скульптурный портрет. Создан в 1894-м. Вроде б ничего особенного, но…
В 1893-м АКД написал (как он надеялся) последний рассказ о Холмсе. Угробил своего героя в Рейхенбахском водопаде и намеревался со спокойной совестью жить дальше.
Мы все знаем, чем это обернулось через несколько лет: Холмс – человек, который не умирает. Его нельзя убить. Даже собственному создателю.
Но я отвлеклась…
Известно, что фанаты (а они были и тогда))) забывать о Холмсе не желали абсолютно. И хоронить его тоже не желали. И «воскрешали» кто как мог (ничто не ново)))
Так что этот бюст, можно сказать, один из самых первых образцов фан-творчества.))
Да-да, я так считаю))
__
Долго стояла перед огромной, на всю стену, картой Лондона 1889-го года – той картой, где все дома размечены цветом в зависимости от достатка и престижности района.
Я на это раньше тоже не обращала внимания, хотя карту видела, в интеренте она есть... Получается-то интересное дело:
Холмс снимает жилье на Бейкер-стрит (в первых рукописях АКД, кстати, на Upper Baker Street – так что нынешний ШХ-музей находится в правильном месте)). Бейкер-стрит, судя по этой карте, относится к жилью категории от «comfortable» до «well-to-do» (там небольшая градация по цвету, так что точнее сказать сложно. Скорее, все же, более «well-to-do»).
Монтегью-стрит, улица, где Холмс снимал жилье до переезда на Бейкер-стрит, принадлежит уже к категории «wealthy».
И значит у Холмса, действительно были явные трудности – раз он переселяется в квартиру во всех смыслах попроще да еще и с компаньоном.
Почему я раньше об этом никогда не задумывалась?..
(Своего Уотсона в «Зимней сказке» я совершенно случайно и совершенно из других соображений поселила на Норфолк-плейс, что оказалось… так правильно, да)) – фешенебельная улица, несмотря на близость к Паддингтону; «wealthy», как раз место жительства для преуспевающего респектабельного домашнего доктора - хотя большая часть улиц вокруг уже статусом пониже… приятно чувствовать, что был во всем прав)))
____
Да… вот еще что.
Если кто-то на выставке будет – сразу как зайдете в первый зал с экранами посмотрите налево немного вверх: там находится темное окно, поначалу может показаться, что это вроде б ничего не значащая часть выставочного оформления и только-то. Но в этом окне из тени на несколько секунд время от времени появляется белое лицо. Лица. Разные. Разных Холмсов.
Выглядит очень зловеще))))
Не пропустите. За их сменой увлекательно наблюдать))
___
И еще…
…все же напишу!
Не могу об этом умолчать.
И заранее прошу прощения за минутку злорадства…
В этой очень интересной, многогранной выставке присутствует одна очень странная деталь.
Хотя, скорее, отсутствует, а не присутствует.
Там через всю выставку «красной нитью» прослеживается мысль, которая, не скрою, очень греет мне душу, и которую я всем сердцем разделяю: мысль о единстве холмсианской вселенной. Все Холмсы – это один Холмс. Все они – грани одного кристалла, части одного образа; и чем больше их – разных – ты открываешь для себя и принимаешь в своем сердце, тем более цельным, более глубоким, более сложным и более притягательным становится для тебя Шерлок Холмс.
Истинный Шерлок Холмс.
Холмс – един во многих лицах. Будь то лицо Бенедикта Камбербетча или Джереми Бретта, Роберта Дауни или Руперта Эверетта…
Они там, в отрывках из многих фильмах, есть почти все. Ли и Кушинг, Ретбоун, Уонтнер, Берримор, Ховард, Уилмер, Роксбург, Ли Миллер… даже Том Бейкер!))
Очень много Холмсов.
Но одного Холмса там нет. Даже намека на него нет. Того самого кино-Холмса, которого в отдельно взятой стране большинство считает «лучшим Холмсом всех времен и народов», «которого признала даже английская королева», того, кому «за Холмса англичане дали орден».
Почему-то англичане его тут… проигнорировали.
Вот не считают они его «самым лучшим», видимо…
___
И под занавес.
У пути-лабиринта (а именно так спланирован поход по залам выставки) очень интересный финал.
Символичный. Немного жуткий.
Очень неоднозначный.
После большого зала с реквизитом и «многогранным Холмсом» находится маленький темный зал, где нет ничего. Там только во всю стену экран, на котором транслируют «кино» с водопадом. И звучит грохот падающей воды. И еще, среди этого шума, слышен тихий, абсолютно мистический голос Холмса, повествующийо том, что было на Рейхенбахе.
Знаете… это все очень пугающе выглядит.
(я по-тихому записала там звук. Но, не подумав, записала его как видео... пока не получилось отделить одно от другого, сама я этого не умею, а те кто могут подсказать и помочь, они все на работе в то время как я сама сижу больная дома – вот закончится мой больничный, и если все получится перезаписать правильно и сжать до приемлемого размера, то я выложу сюда этот кусок Холмсовского монолога без начала и конца - просто как звуковую иллюстрацию. Это, действительно, очень необычно воспринимается. Очень странно…)
Этот крошечный темный зальчик последний перед выходом с выставки.
Рейхенбах...
Венчает его затемненная стена, пустая, на которой некрупно написана цитата из «Пустого дома»:
«Is it possible that you succeeded in climbing out of that awful abyss?»
Потом, совсем на выходе, – старая вешалка с двумя мужскими пальто, котелком, цилиндром…
Знаете, несмотря ни на что, на рейхенбах и все остальное, вот эти вот два висящих рядышком пальто, вот они - последнее доказательство, что холмсианская история не имеет конца.
И название у выставки – правильное.
«The man who never lived and will never die»
Холмс меняет лица и эпохи, но все равно остается прежним – тем удивительным Шерлоком Холмсом, которого мы полюбили, когда читали рассказы АКД.
И время над ним не властно.
_________________
в качестве примечания-дополнения:
Очень хорошо понимаю тех, кому выставка показалась маленькой и неинтересной (читала что-то подобное по ссылкам из обзоров или еще где-то)
Там мало от Шерлока!Камбербетча – лишь пальто да халат. Есть куча отрывков из фильмов, но они просто идут в ряду с остальными кино-Холмсами, никак особо не акцентируются.
Там вообще нет ни намека на Холмса!Ливанова.
Там немного залов. И, объективно, выставка не так чтоб очень большая.
И все же… это богатейшая и чертовски интересная выставка.
Очень классно придуманная. С интересными дизайерскими решениями.
Эта выставка сделана-собрана в расчете на тех безумных фанатов, для которых «Холмс» - огромный сложный многогранный притягательный мир, существующий в разных исторических эпохах и разных кино-воплощениях, мир Холмса и мир вокруг Холмса.
Вот эти люди получат от выставки колоссальное удовольствие. Гарантирую.
Картинки с выставки:

смотреть дальше

черно-белые кино-Холмсы и Лондон в старой хронике

Первый скульптурный портрет Холмса.
1894 г. Автор неизвестен
(первое фан-творчество такого масштаба, можно сказать - бюст сделан после того, как АКД опубликовал "Последнее дело")


так, типографикой, обыграны цитаты из канона на стенах выставочных залов



ужасно понравилась задумка с картами (вот бы такое по всем рассказам!)
Эти карты - передвижения Холмса по Лондону в трех отдельных произведениях АКД: "Шесть Наполеонов", "Чертежи Брюса-Партингтона" и "Собака Баскервиллей".
На верхних картах нитками разного цвета проложены маршруты (в кэбе, пешком или на поезде), которыми Холмс следовал в этих рассказах. А на экране внизу эти же пути (теми же видами транспорта или на своих двоих) воспроизведены в современном Лондоне. С паузами-"остановками", сообщающими о каких-либо важных пунктах на пути следования. (на последней фотографии в экране про "Шесть Наполеонов" видна такая "остановка" на Черч-стрит)



Тема лондонского тумана.
Потрясающей красоты абсолютно мистические фотографии (? - фотогравюры) начала 20 в. Автор - Алвин Лэнгдон Кобурн.
И, действительно, очень они по сути своей холмсианские...

Еще на выставке есть картины Гримшоу и Моне. Но снимать их нельзя. я не уверена, что и эти-то фотографии можно было снимать - поэтому только общий план. Думаю, по автору их вполне можно найти в интернете, если кто-то захочет посмотреть покрупнее.
на входе в предпоследний зал:



_____

_____
привычный образ


теперь еще более привычный образ


"Sherlock Holmes - the Bohemian"
(отрывки из фильмов на эту тему показывают на одном из экранов в предпоследнем зале выставки. На других экранах раскрывают другие грани многогранного мистера Шерлока Холмса - показывают его как Холмса - гения маскировки, Холмса - человека науки. И еще всякого-разного (разностороннего) Шерлока Холмса.))
сафьяновый несессер, шприц и 7-ми процентный раствор кокаина)


____

____
рукописи АКД
какой все же у него совсем не "докторский" подчерк!)) никаких нечитабельных каракулей)))
А как мало помарок и исправлений - мне просто завидно))
рукопись рассказа "Знатный клиент"


рукопись рассказа "Шерлок Холмс при смерти"

Последний зал выставки:
Рейхенбах на огромном экране и звучащий голос Холмса из "Пустого дома".
И больше ничего.

и...

и совсем на выходе - вешалка, на которой два пальто.
Холмс и Уотсон тут. Всегда. Навечно.
Потому что оба они - те два замечательных джентльмена, "которые никогда не умрут".
URL записиII. Выставка
Очень много текста про выставку. Много впечатлений разной степени внятности, немного информации.Так как выставка посвящена великому детективу, то и загадки, что вполне логично, начинаются еще до того, как вы на выставку попадете, еще на подступах к ней: я показывала фотографию с розовыми пляшущими человечкам; они – первое, что вы увидите, выйдя из метро на Барбикане, своеобразный указатель, куда следует идти.
Come here at once!)))
А дальше, как и положено в хорошем детективе, загадки лишь продолжаются и множатся.
Купив в музее билет и спустившись на пару этажей вниз, предстоит разгадать еще один квест. Называется он: «найди дверь на выставку»)) Двери нет. Вы оказываетесь перед большим книжным шкафом во всю стену, без каких-либо опознавательных знаков, где именно, в какой его части та заветная дверь спрятана. Служитель музея, только что проверивший ваш билет и снабдивший вас ценными указаниями по поводу, что можно, а что нельзя на выставке снимать, помогать не спешит – это ваш квест, не его. Это вы хотите увидеть выставку, он же только привратник на входе; поэтому он неопределенно махнет рукой в направлении, где примерно спрятанная дверь должна находиться, а дальше дело за вами.
Мне ужасно понравилась такая задумка, она красива визуально и, считаю, очень точна по сути. Путешествие к Шерлоку Холмсу через книжный шкаф. И может ли быть иначе?!. – Ведь именно таков самый верный путь в холмсиаскую «Нарнию».
И эта «Нарния» очаровывает, погружает в себя моментально, едва успеваешь сделать первый шаг за книжные полки. Дверь закрывается… пути назад больше нет (да и нужен ли он, когда впереди приключение?

Здесь все иное. Здесь – ожидание чуда. Предвкушение тайны и ее разгадки.
Затемненный зал. Ряды книжных корешков отражаются в зеркале.
Огромные литеры из старого типографского набора отражаются в зеркале, составляя любимое имя…
Добро пожаловать в мир Шерлока Холмса – человека, который никогда не жил, как уверял нас, если не ошибаюсь, Орсон Уэллс, и который никогда не умрет.
Мистический момент.
Создатели выставки придумали замечательное решение: – создали резкое и полное перемещение в иную реальность. Сразу. При первом шаге.
Едва переступаешь порог выставочного зала, как на тебя обрушивается поток звуков и образов…
Холмс. Холмс отовсюду и везде...
Сразу – первое, что ты слышишь – голос(голоса) Холмса, приглашающий войти. Узнаваемые реплики, звуковые цитаты из различных фильмов.
(меня застало на входе эхо из «Уотсонов» - «Watson. Watson. Doctor Watson. Watson…» - доносилось со всех сторон на разные голоса… немного даже жутковато было)))
«It’s elementary!» - в потоке голосов различаю я голос Холмса-Ретбоуна… кто еще, как не он мог говорить эту фразу с такой убийственной определенностью))
На самом деле – это очень странное ощущение. Волшебное даже... Особенно если ты еще и практически один по выставке ходишь-бродишь. Один-на-один.
Приглушенный свет, эхо из голосов разных Холмсов, экраны телевизоров с отрывками из разных фильмов: образы Холмсов без перерыва сменяют друг друга; на каждом экране все по разному и в разном ритме. Повторяющиеся жесты и движения, или наоборот, совсем-совсем различные…
Джереми Бретт, Роберт Дауни-младший, Ричард Роксбург, Бенедикт Камбербетч, Питер Кушинг, Джонни Ли Миллер…
Вот он – мой мир. Мой прекрасный идеальный мир.
Все то, что делает меня счастливой…
На другой стене, чуть дальше – четыре экрана с черно-белыми Холмсами...
И от Ховарда и Уилмера, Холмсов 50-60-х, через Ретбоуна (40-е) и Уонтнера (30-е) до «немых Холмсов» Элли Норвуда и Джона Берримора мы идет назад, к истокам. В Лондон туманов, Лондон кэбов, Лоднон тайны.
В Лондон Холмса.
Но начнем мы свой поход туда совсем с самого начала. С времени до-Холмса. С По.
И только посмотрев на рукопись про Дюпена, потом перейдем к Конан Дойлу - начнем с фотографий и кинохроники, с рукописей и заметок. (На выставке есть тот самый, знаменитый лист, где Конан Дойл подбирает имена своим героям и дает их краткое описание. Ормонд Сэккер, доктор. Шеррингфорд Холмс… Этот листок столько раз воспроизводился в различных изданиях, кажется, ну ничто уже не может тебя в нем удивить. Но все же никакой репринт ни в какой книжке не даст то ощущение чуда, возникающее когда ты видишь эти записи собственными глазами. Когда понимаешь, что именно они – самые-настоящие…)
После перейдем к первым иллюстрациям в «Стренд Мэгезин»…
У меня, когда я рассматривала эти оригиналы Сидни Пейджета, случилось еще одно своеобразное «откровение».)))
Почему я не замечала, насколько прекрасен у него Уотсон?!
Да, в печатных оттисках это теряется. И сильно. А на акварельных рисунках – Джон Уотсон просто красавец-мужчина, картинка из модного журнала. Загляденье просто, а не Джон Уотсон. И лицо и фигура – все и-де-аль-но. Само совершенство.
Правда-правда, я не преувеличиваю))
Я вот помню высказывание АКД по поводу образа Холмса: Дойл считал, что Пейджет рисует его героя слишком привлекательным внешне. По мне так, особенно на контрасте с Уотсоном, он его как раз совсем не жалеет. Холмс у Пейджета в эскизах не красив. Он очень выразителен, да, но он нисколько там, на этих эскизах, не красив. А Уотсон, он-то вот как раз красив очень. Типичной такой викторианской красотой. (Почему АКД ничего не говорил про такого «прекрасного Уотсона», интересно?

В общем, Уотсон - просто красавчик.)) Особенно если посмотреть на эскиз к «Пропавшему регбисту». И еще на тот, очень известный, где Холмс и Уотсон в креслах напротив друг друга сидят..
Ужасно жаль, что это все подрастерялось, когда гравировали оригиналы. Хотя и оригиналы хороши по-своему.
(Увы-увы, эти рисунки фотографировать на выставке нельзя, даже отдельные указания висят, что нельзя… а я человек законопослушный

А еще интересно было увидеть всякие «художественные тонкости и приемы работы»: то как Пейджет белилами чуть «трогает» самые светлые участки на своих рисунках. Черная акварель – белила… а еще белилами исправляет некоторые свои огрехи рисунка (теперь это сильно видно, на пожелтевшей от времени бумаге). И руки Сидни Пейджет совсем не умеет рисовать.
Еще из запомнившихся экспонатов:
Там есть бюст Холмса неизвестного скульптора. Самый первый скульптурный портрет. Создан в 1894-м. Вроде б ничего особенного, но…
В 1893-м АКД написал (как он надеялся) последний рассказ о Холмсе. Угробил своего героя в Рейхенбахском водопаде и намеревался со спокойной совестью жить дальше.
Мы все знаем, чем это обернулось через несколько лет: Холмс – человек, который не умирает. Его нельзя убить. Даже собственному создателю.
Но я отвлеклась…
Известно, что фанаты (а они были и тогда))) забывать о Холмсе не желали абсолютно. И хоронить его тоже не желали. И «воскрешали» кто как мог (ничто не ново)))
Так что этот бюст, можно сказать, один из самых первых образцов фан-творчества.))
Да-да, я так считаю))
__
Долго стояла перед огромной, на всю стену, картой Лондона 1889-го года – той картой, где все дома размечены цветом в зависимости от достатка и престижности района.
Я на это раньше тоже не обращала внимания, хотя карту видела, в интеренте она есть... Получается-то интересное дело:
Холмс снимает жилье на Бейкер-стрит (в первых рукописях АКД, кстати, на Upper Baker Street – так что нынешний ШХ-музей находится в правильном месте)). Бейкер-стрит, судя по этой карте, относится к жилью категории от «comfortable» до «well-to-do» (там небольшая градация по цвету, так что точнее сказать сложно. Скорее, все же, более «well-to-do»).
Монтегью-стрит, улица, где Холмс снимал жилье до переезда на Бейкер-стрит, принадлежит уже к категории «wealthy».
И значит у Холмса, действительно были явные трудности – раз он переселяется в квартиру во всех смыслах попроще да еще и с компаньоном.
Почему я раньше об этом никогда не задумывалась?..
(Своего Уотсона в «Зимней сказке» я совершенно случайно и совершенно из других соображений поселила на Норфолк-плейс, что оказалось… так правильно, да)) – фешенебельная улица, несмотря на близость к Паддингтону; «wealthy», как раз место жительства для преуспевающего респектабельного домашнего доктора - хотя большая часть улиц вокруг уже статусом пониже… приятно чувствовать, что был во всем прав)))
____
Да… вот еще что.
Если кто-то на выставке будет – сразу как зайдете в первый зал с экранами посмотрите налево немного вверх: там находится темное окно, поначалу может показаться, что это вроде б ничего не значащая часть выставочного оформления и только-то. Но в этом окне из тени на несколько секунд время от времени появляется белое лицо. Лица. Разные. Разных Холмсов.
Выглядит очень зловеще))))
Не пропустите. За их сменой увлекательно наблюдать))
___
И еще…
…все же напишу!
Не могу об этом умолчать.
И заранее прошу прощения за минутку злорадства…
В этой очень интересной, многогранной выставке присутствует одна очень странная деталь.
Хотя, скорее, отсутствует, а не присутствует.
Там через всю выставку «красной нитью» прослеживается мысль, которая, не скрою, очень греет мне душу, и которую я всем сердцем разделяю: мысль о единстве холмсианской вселенной. Все Холмсы – это один Холмс. Все они – грани одного кристалла, части одного образа; и чем больше их – разных – ты открываешь для себя и принимаешь в своем сердце, тем более цельным, более глубоким, более сложным и более притягательным становится для тебя Шерлок Холмс.
Истинный Шерлок Холмс.
Холмс – един во многих лицах. Будь то лицо Бенедикта Камбербетча или Джереми Бретта, Роберта Дауни или Руперта Эверетта…
Они там, в отрывках из многих фильмах, есть почти все. Ли и Кушинг, Ретбоун, Уонтнер, Берримор, Ховард, Уилмер, Роксбург, Ли Миллер… даже Том Бейкер!))
Очень много Холмсов.
Но одного Холмса там нет. Даже намека на него нет. Того самого кино-Холмса, которого в отдельно взятой стране большинство считает «лучшим Холмсом всех времен и народов», «которого признала даже английская королева», того, кому «за Холмса англичане дали орден».
Почему-то англичане его тут… проигнорировали.
Вот не считают они его «самым лучшим», видимо…
___
И под занавес.
У пути-лабиринта (а именно так спланирован поход по залам выставки) очень интересный финал.
Символичный. Немного жуткий.
Очень неоднозначный.
После большого зала с реквизитом и «многогранным Холмсом» находится маленький темный зал, где нет ничего. Там только во всю стену экран, на котором транслируют «кино» с водопадом. И звучит грохот падающей воды. И еще, среди этого шума, слышен тихий, абсолютно мистический голос Холмса, повествующийо том, что было на Рейхенбахе.
Знаете… это все очень пугающе выглядит.
(я по-тихому записала там звук. Но, не подумав, записала его как видео... пока не получилось отделить одно от другого, сама я этого не умею, а те кто могут подсказать и помочь, они все на работе в то время как я сама сижу больная дома – вот закончится мой больничный, и если все получится перезаписать правильно и сжать до приемлемого размера, то я выложу сюда этот кусок Холмсовского монолога без начала и конца - просто как звуковую иллюстрацию. Это, действительно, очень необычно воспринимается. Очень странно…)
Этот крошечный темный зальчик последний перед выходом с выставки.
Рейхенбах...
Венчает его затемненная стена, пустая, на которой некрупно написана цитата из «Пустого дома»:
«Is it possible that you succeeded in climbing out of that awful abyss?»
Потом, совсем на выходе, – старая вешалка с двумя мужскими пальто, котелком, цилиндром…
Знаете, несмотря ни на что, на рейхенбах и все остальное, вот эти вот два висящих рядышком пальто, вот они - последнее доказательство, что холмсианская история не имеет конца.
И название у выставки – правильное.
«The man who never lived and will never die»
Холмс меняет лица и эпохи, но все равно остается прежним – тем удивительным Шерлоком Холмсом, которого мы полюбили, когда читали рассказы АКД.
И время над ним не властно.
_________________
в качестве примечания-дополнения:
Очень хорошо понимаю тех, кому выставка показалась маленькой и неинтересной (читала что-то подобное по ссылкам из обзоров или еще где-то)
Там мало от Шерлока!Камбербетча – лишь пальто да халат. Есть куча отрывков из фильмов, но они просто идут в ряду с остальными кино-Холмсами, никак особо не акцентируются.
Там вообще нет ни намека на Холмса!Ливанова.
Там немного залов. И, объективно, выставка не так чтоб очень большая.
И все же… это богатейшая и чертовски интересная выставка.
Очень классно придуманная. С интересными дизайерскими решениями.
Эта выставка сделана-собрана в расчете на тех безумных фанатов, для которых «Холмс» - огромный сложный многогранный притягательный мир, существующий в разных исторических эпохах и разных кино-воплощениях, мир Холмса и мир вокруг Холмса.
Вот эти люди получат от выставки колоссальное удовольствие. Гарантирую.
Картинки с выставки:

смотреть дальше


черно-белые кино-Холмсы и Лондон в старой хронике

Первый скульптурный портрет Холмса.
1894 г. Автор неизвестен
(первое фан-творчество такого масштаба, можно сказать - бюст сделан после того, как АКД опубликовал "Последнее дело")


так, типографикой, обыграны цитаты из канона на стенах выставочных залов



ужасно понравилась задумка с картами (вот бы такое по всем рассказам!)
Эти карты - передвижения Холмса по Лондону в трех отдельных произведениях АКД: "Шесть Наполеонов", "Чертежи Брюса-Партингтона" и "Собака Баскервиллей".
На верхних картах нитками разного цвета проложены маршруты (в кэбе, пешком или на поезде), которыми Холмс следовал в этих рассказах. А на экране внизу эти же пути (теми же видами транспорта или на своих двоих) воспроизведены в современном Лондоне. С паузами-"остановками", сообщающими о каких-либо важных пунктах на пути следования. (на последней фотографии в экране про "Шесть Наполеонов" видна такая "остановка" на Черч-стрит)



Тема лондонского тумана.
Потрясающей красоты абсолютно мистические фотографии (? - фотогравюры) начала 20 в. Автор - Алвин Лэнгдон Кобурн.
И, действительно, очень они по сути своей холмсианские...

Еще на выставке есть картины Гримшоу и Моне. Но снимать их нельзя. я не уверена, что и эти-то фотографии можно было снимать - поэтому только общий план. Думаю, по автору их вполне можно найти в интернете, если кто-то захочет посмотреть покрупнее.
на входе в предпоследний зал:



_____

_____
привычный образ



теперь еще более привычный образ



"Sherlock Holmes - the Bohemian"
(отрывки из фильмов на эту тему показывают на одном из экранов в предпоследнем зале выставки. На других экранах раскрывают другие грани многогранного мистера Шерлока Холмса - показывают его как Холмса - гения маскировки, Холмса - человека науки. И еще всякого-разного (разностороннего) Шерлока Холмса.))
сафьяновый несессер, шприц и 7-ми процентный раствор кокаина)


____

____
рукописи АКД
какой все же у него совсем не "докторский" подчерк!)) никаких нечитабельных каракулей)))
А как мало помарок и исправлений - мне просто завидно))
рукопись рассказа "Знатный клиент"


рукопись рассказа "Шерлок Холмс при смерти"

Последний зал выставки:
Рейхенбах на огромном экране и звучащий голос Холмса из "Пустого дома".
И больше ничего.

и...

и совсем на выходе - вешалка, на которой два пальто.
Холмс и Уотсон тут. Всегда. Навечно.
Потому что оба они - те два замечательных джентльмена, "которые никогда не умрут".
@темы: Холмс и Ватсон